+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма

Федеральный закон о запрете курения

Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире.

 Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой.

Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

ФЗ о торговле по ссылке:

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона.

Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи.

Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15.

Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции.

 Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-zaprete-kureniya/

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»

Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма

Согласно Федеральному Закону №15, в России действует абсолютный запрет на курение в закрытых общественных местах (в кафе, ресторанах, аэропортах и т. д.). Принят этот закон в соответствии с постановлением Всемирной организации здравоохранения, направленной на борьбу с никотиновой зависимостью.

Для чего был создан законопроект

Закон был принят для того, чтобы оградить некурящих людей от воздействия табачного дыма. Согласно закону, с 2013 года нельзя купить в образовательных учреждениях, в учреждениях культуры, на территории лечебно-профилактических учреждений, в помещениях автовокзалов и аэропортов и т. д.

Пассивное курение — огромная угроза здоровью. Даже если человек не курит сам, а находится рядом с курящим и вдыхает табачный дым, он получает дозу токсичных веществ, которые в будущем могут негативно отразиться на состоянии его здоровья. С принятием закона граждане защищены от пассивного курения.

История законопроекта

Разработка законопроекта началась в 2011 году под руководством Татьяны Голиковой. Одновременно закон широко обсуждался общественностью. Курящие люди заявляли, что нарушаются их права, в то время как некурящие находили закон логичным и правильным.

В 2012 году законопроект был доработан Министерством Здравоохранения и был ратифицирован. 18 октября 2012 года закон был принят Правительством без возражений, после чего отправился на рассмотрение в Госдуму.

Депутаты отнеслись к новой инициативе однозначно: он был принят в первом же чтении. Против закона выступило только несколько депутатов, в числе которых был Алексей Митрофанов, который предлагал смягчить предложенные ограничения, в частности, разрешить курение в некоторых заведениях общепита.

В процессе второго чтения запрет комнат для курения на производствах был отменен. Также был отклонен ряд смягчающих поправок, которые активно «продвигались» лоббистами.

Во время третьего чтения закон был принят окончательно.

В 2013 году закон рассматривался в Совете Федерации. Сенаторы поддержали его практически единогласно. Против выступил только Вячеслав Новиков: он высказывался о том, что новое постановление вызовет стресс у курящих людей, которых в России 40%.

В феврале 2013 года В.В. Путин подписал закон. Летом ограничения вступили в силу.

Важно! Из-за повышения цен на табачную продукцию, вызванного введением нового закона, в продаже стали проявляться поддельные сигареты. Людям, зависимым от никотина, не следует пытаться сэкономить: если сигареты продаются по подозрительно низкой цене, скорее всего, они являются подделкой и могут причинить здоровью огромный вред.

Ограничение мест на курение

С июня 2013 года курить в общественных мечтах запрещено. Отныне нельзя курить в кафе (даже на открытых площадках), в пабах, барах и других заведениях общепита. Нельзя употреблять табак и в местах общественного пользования многоквартирных домов. Запрет распространяется на курение табака в лифтах, на лестничных площадках.

Запрещено курить в поездах (как пригородных, так и дальнего следования), а также в самолетах, аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Пассажиры поездов дальнего следования могут курить только на длительных стоянках, продолжительность которых превышает 5 минут.

Важно! Некоторые аэропорты оборудованы специальными местами для курения. Узнать расположение таких зон можно у сотрудников аэропорта.

Ограничения торговли табачными изделиями

Запрещается и продажа сигарет и других табачных изделий около школ, университетов и детских садов. Нельзя продавать табачные изделия лицам, не достигшим совершеннолетия: теперь продавцы обязаны потребовать у покупателя паспорт или другой документ, подтверждающий его возраст.

В торговых точках нельзя открыто выкладывать табачные изделия: пачки должны быть прикрыты специальными ширмами.

Запрет рекламы

С 2013 года нельзя рекламировать сигареты, стимулировать их продажи и даже демонстрировать сцены курения в фильмах, которые рассчитаны на подростковую аудиторию и детей. Также если в фильме имеются сцены курения, перед их прокатом в кинотеатре обязательно должно быть предъявлено соответствующее предупреждение.

Прочие меры

Закон включает в себя дополнительные меры:

  • всем желающим должны оказываться медицинские услуги, направленные на отказ от никотиновой зависимости;
  • торговля сигаретами ограничивается с целью снижения спроса на нее. Например, сигареты запрещено продавать в торговых точках, располагающихся на территориях метрополитена;
  • проводятся меры по информированию населения о вреде никотиновой зависимости;
  • осуществляется контроль в области охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма.

Реализация закона

Закон предполагает штрафы как для курящих людей, так и для лиц, которые нарушают правила реализации сигарет и других табачных изделий. Закрыто множество торговых точек, которые предлагали покупателям табачные изделия. Также последствием введения новых ограничений стало ограничение выхода новых марок табачных изделий на российский рынок.

С 2013 по 2017 годы оштрафованы были 58 тысяч нарушителей.

Какие инстанции следят за соблюдением

За реализацию закона отвечают органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Органы государственной власти обязаны:

  • защищать права граждан в сфере ограничения воздействия на их здоровье табачного дыма;
  • разрабатывать мероприятия, которые направлены на ограничение употребления табака на территории страны;
  • осуществлять регулярный мониторинг и оценку эффективности проводимых мероприятий;
  • принимать дополнительные меры, которые направлены на защиту граждан от вредного воздействия табакокурения.

Органы местного самоуправления должны:

  • реализовывать мероприятия, разработанные для охраны граждан от воздействия табачного дыма;
  • обеспечивать гражданам, желающим бросить курить, всю необходимую помощь (в том числе и медицинскую);
  • регулярно информировать граждан о последствиях табакокурения.

Административные штрафы

За нарушение закона предполагается наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 3 тысяч рублей. Протокол о штрафе составляется сотрудниками полиции.

Важно! На законодательном уровне не закреплено понятие «общественное место», поэтому вопрос о том, что считать таковым, сотрудники полиции решают самостоятельно. Обычно в категорию общественных мест попадают территории, открытые для доступа неограниченным количеством граждан.

Влияние на рынок сигарет

С тех пор, как был принят ФЗ об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного, затруднился выход изделий новых марок на российских рынок. Влияет на это и повышение акцизов. Уже в 2014 году рынок табачной промышленности в России сократился на 8%.

Согласно закону, запрещено продавать пачки, в которым меньше 20 сигарет. По этой причине многие производители выпустили пачки, содержащие 25-30 сигарет.

Наконец, закрыты сотни киосков, которые реализовывали табачную продукцию.

Дополнительные региональные запреты

В ряде регионов введены дополнительные меры для защиты граждан от воздействия табачного дыма.

Например, в Белгородской области курение запрещается:

  • на расстоянии ближе 15 метров от зданий местного управления;
  • на расстоянии менее 15 метров от входов в ТЦ, заведений общественного питания;
  • на остановках общественного транспорта;
  • на территории подземных гаражей.

В Воронежской области во время общественных мероприятий курить запрещено даже в специально отведенных местах. Также нельзя курить в подземных переходах и на остановках общественного транспорта.

И Ивановской области курение запрещается в парках, скверах и на набережных.

Важно! Вейпы и электронные сигареты попадают под влияние закона от защиты граждан от воздействия табачного дыма.

ФЗ 15 об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма был принят население неоднозначно. Однако нельзя оспорить, что многих людей он действительно заставил отказаться от курения или курить реже, чем раньше. А значит, он заслуживает положительной оценки.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://medpravo.su/fz-15-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-ot-vozdeystviya-tabachnogo-dyma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.